Деньги или борода — указ о бритье бород при петре 1 — тонкости инвестиций

Литературно-исторические заметки юного техника

Деньги или борода — указ о бритье бород при Петре 1 - тонкости инвестиций

Персонаж романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» инженер Птибурдуков.По данным первоисточника:

  • Имя: Сашук (очевидно — Александр);
  • Профессия: инженер. Судя по наличию в его библиотеке двух томов сопромата — инженер с приличным дореволюционным образованием;
  • Ближайшие родственники: брат-военврач;
  • Семейное положение: в гражданском браке с Варварой Птибурдуковой (бывш. Лоханкина);
  • Хобби: выпиливание лобзиком по дереву;
  • Возраст: немолодой;
  • Особые приметы: носит усы, на службе — фуражку, дома — синюю пижаму с шнурками.
Птибурдуков — персонаж, объеди­няющий в себе интерес авторов этого сайта к литературе, истории и технике. Несмотря на всю скудность и комичность сведений о нем, предоставленных нам Ильфом и Петровым, мы все же рискнем предположить основные вехи его биографии:Александр Прибурдуков родился и получил техническое образование в России. Если бы революция не прервала его карьеру, он служил бы техническому прогрессу своей страны. Но — случилось то, что случилось: империя рухнула, а Птибурдуков не уехал в эмиграцию и стал на службу новой власти. В период НЭПа он был достаточно высоко­опла­чиваемым специалистом, и мы можем предположить, что и индус­триализа­ция лишь увеличила бы его вос­требо­ванность.Однако не за горами 1937 год: специалист «из бывших» имел все шансы «встать к стенке» за «шпионаж в пользу Антанты», погибнуть «заключенным каналоармейцем», или пропасть на валке леса. Однако, при некотором везении, он мог и выжить, продолжив работу на благо страны инженером в «шарашке» — закрытом КБ, подведомственном НКВД.Его семейная жизнь с Варварой, вероятнее всего, завершилась бы в годы первых пятилеток: стране нужны были кадры, свободные от личных привязанностей, и эти привязанности безжалостно рубились. Хоть Варвара, не первый взгляд, совершенно не похожа на «жену декабриста», однако русские женщины не раз ломали общепринятые стереотипы. « — Была у нас Россия, великая держава…— И будет. Ну как тебе объяснить… Взять вот этот ломберный стол: он как есть стол, так и будет стол. И что бы ты с ним ни делал, все равно он будет стол. Ты можешь его перевернуть, опрокинуть вверх ножками, и все равно он будет стол. И более того: настанет время, и он встанет в свое нормальное положение, потому что стоять вверх ножками ему несвойственно. Вот так же и Россия: ее, вон, переверни вверх ножками, а настанет время, и она встанет в свое нормальное положение. Обязательно встанет!»Спектакль театра им. Моссовета «Белая гвардия»по пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных» Сайт — о человеке на переломе истории. Нас интересуют люди, волею истории лишенные привычной жизни, вырванные из обжитых гнезд и брошенные на произвол судьбы, но не сломавшиеся, сумевшие приспособиться, укорениться на новом месте и выжить.Такая судьба настигала в нашей стране людей каждого поколения: кому-то на долю досталась Гражданская война и кол­лек­ти­ви­за­ция, их детям — Великая Оте­чес­твен­ная, внукам — пе­ре­строй­ка. А как назовут то, что переживут более молодые — покажет История.
Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги: «Я поздно встал — и на дороге Застигнут ночью Рима был!» Так!.. Но, прощаясь с римской славой, С Капитолийской высоты Во всем величье видел ты Закат звезды ее кровавый!.. Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был — И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил! Федор Тютчев, «Цицерон»

   «…А не кажется ли вам иногда, Князь, что мы сейчас живем на переломе истории? Никогда не появляется у вас это ощущение? На переломе истории ужасно неуютно: сквозит, пахнет, тревожно, страшно, ненадежно, но с другой стороны — счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые…

   …В самом деле, каково это — жить на переломе истории? Надо подумать. Что это такое, собственно, — перелом истории? Когда на перекрестках стоят броневики и чадят костры, на которых догорают старые истины, — это уже не перелом истории, это уже началась новая история.

А перелом — это производная по времени. Говорят, сердечники реагируют не на плохую погоду, а на изменение хорошей. Вокруг еще солнышко сияет, тепло благорастворение воздухов, но давление начало меняться, и сердечник хватается за сердце. Может быть, и с историей так же?…

»

Борис & Аркадий Стругацкие, «Отягощённые злом или Сорок лет спустя»

«…Будь я мыслителем, я бы не сидел всю жизнь согнувшись.»Геннадий Малкин

   «… Человек каменного века был значительнее, несомненно… Бесплатно, только из внутренней потребности, разрисовывал пещеры, думал, сидя у огня, о мамонтах, о грозах, о странном вращении жизни и смерти и о самом себе. Черт знает, как это было почтенно!.. Мозг еще маленький, череп толстый, но духовная энергия молниями лучилась из его головы…

А эти, нынешние, на кой черт им летательные машины? Посадить бы какого-нибудь франта с бульвара в пещеру напротив палеолитического человека. Тот бы, волосатый дядя, его спросил: «Рассказывай, сын больной суки, до чего ты додумался за эти сто тысяч лет?.. — «Ах, ах, — завертелся бы франт, — я, знаете ли, не столько думаю, сколько наслаждаюсь плодами цивилизации, господин пращур…

Если бы не опасность революций со стороны черни, то наш мир был бы поистине прекрасен. Женщины, рестораны, немножко волнения за картами в казино, немножко спорта… Но, вот беда, — эти постоянные кризисы и революции — это становится утомительным…

» — «Ух ты, — сказал бы на это пращур, впиваясь в франта горящими глазами, — а мне вот нравится ду-у-у-умать, я вот сижу и уважаю мой гениальный мозг… Мне бы хотелось проткнуть им вселенную…» »

Алексей Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина»

Источник: http://ptiburdukov.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BB_%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0_I_%C2%AB%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83_%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C%C2%BB

Самый нелепый и абсурдный налог при петре i

Петр I всегда был неординарной личностью. Великий царь обожал власть во всех ее проявлениях, стирая любые грани допустимого.

Несмотря на всю свою жесткость и суровость, а также массу противоречий, эпоха правления Петра I отмечается резким подъемом, преобразовавший Россию.

Надо отдать должное — старался царь больше для России, хотел и верил, что не забудет страна всех его достижений.

А ведь именно при нем произошли изменения в календаре, появился флот, был построен Петербург, перенос столицы и многое-многое другое.

Не обошлось конечно и без причуд. И самая главная из них — налог на бороду. Его беспощадная борьба с «бородатой Русью» закончилась тем, что 5 сентября 1689 года русский царь ввел пошлину на ношение бороды.

Напомню, что на тот момент царю было всего 26 лет и он только-только вернулся из очередного турне по Европе. Молодой, горячий, вспыльчивый царь тут же принялся собственноручно отрезать бороды боярам.

Представляю ужас на лицах тех, кто попал под руку обезумевшему фанату гладко выбритого лица и шеи.

Спрашивается — не комплексовал ли 26 летний Петр, находясь постоянно в окружении уверенных в себе «бородатых» бояр. Быть может причиной его бесцеремонной выходки было то, что его редкая щетина не могла конкурировать с неотъемлемой старорусской традицией — всем мужикам носить бороды. Ведь на Руси именно борода придавала значимость в обществе, символ мужества и мужской силы.

Северные славяне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. На Руси считалось, что у каждого мужчины должна быть борода, т.к. она была признаком мужественности, мудрости и силы. Ей придавали очень большое внимание, оберегали ее, ухаживали за ней.

Доходило до того, что если у человека была некрасивая оборванная борода, то его считали неполноценным человеком. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду. А еще считалось весьма позорным -сбривать бороду.

Знал ли это Петр, что своим неуважением к русской традиции — носить бороду, он одним махом и оскорбит и опозорит всех бородачей на Руси? — ответ вполне очевиден. Знал, предвидел и хотел сделать то, что его всегда смешило и раздражало.

Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно  которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород.

«Стрижка длинных пол и бород при Петре I» Сергей Ефошкин

Введение этой меры было обставлено эффектно:  26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

КАК ОБСТОЯЛИ ДЕЛА С БОРОДОЙ ДО ПЕТРА I

Обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. Но с Х века Русь принимает Крещение.

По примеру византийского духовенства, на Руси принимают апологию бороды, указывая на древних библейских пророков и Христа с апостолами. Т.е.

получилось так, что Православная Церковь ещё более утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, вследствие чего борода делается символом одновременно и русской веры и русской национальности.

Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду.

Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так:

Читайте также:  Как и сколько можно заработать на партнерских программах - тонкости инвестиций

Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик.

В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства.

Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный».

Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.

ПЕТР I И ЕГО БОРОДАТАЯ РЕФОРМА

Мы уже выяснили, что сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты.

Пётр I же устроил гонения несогласных и вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. Нашим предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Были подняты восстания по всей Сибири, которые впоследствии были подавлены войсками.

За восстания и неповиновение царю людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кocтpax и сажали на кол.

В итоге, видя такое сопротивление в народе, Пётр I в 1705 году заменил свой закон на другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков», согласно которому с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.

Бородовой знак 1705 года, Новодел, фото: rarecoins.ru

Только Екатерина II отменила плату с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.

ПОСЛЕПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД 

Вопрос бороды с XVIII века постоянно являлся предметом государственных указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям.

Со времен Петра I, насадившего в России чуждые Православию обычаи, в России настолько укоренилось брадобритие, что сегодня ношение бороды вызывает непонимание и неодобрение.

Зачастую человека, сохраняющего христианский образ, могут не принять на работу, требуя, чтобы он сперва побрился.

Учитывая это печальное обстоятельство, духовные отцы наставляют христиан не следовать прихотям мира сего, но бояться прогневать Господа.

ЛЮБОПЫТНО, НО ФАКТ…

• Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.

• Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

• Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

• Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».

• Интересно бы заглянуть в глаза 26 летнему Петру I, если бы его приказа ослушался самый доблестный и бесстрашный бородач — богатырь и защитник земли русской Илья Муромец. Жаль только жили они в разное время…

Источник: https://moiarussia.ru/petr-pervii-i-borodi/

Петр Первый заставлял брить бороды, правда или вымысел?

Петр Первый заставлял брить бороды, правда или вымысел?

  • Иногда молодой царь Петр Первый, зело подружившись с Ивашкою Хмельницким (то есть напившись), сам великую честь боярам оказывал. Лично рукою своею снимал растительность.Было это в молодости Петра. Правда он и тогда уже был орясина 2 метра. Наслушался немцев, иностранцев.
  • Это правда, Петр Первый решительно настаивал на том, чтобы растительность на лице у бояр и купцов была сбрита. Такое решение он принял после своего возвращения из Европы. Те кто отказывался, должны были платить высокий налог. Вот таким не обычным указом пополнялась казна , великий был выдумщик Петр.
  • Чистая правда. По указу от 1 сентября 1698 года запрещалось носить бороду всем мужчинам, кроме священников и крестьян. Причем, крестьяне бесплатно носили бороду только в деревне, а при въезде и выезде из города платили пошлину.Не желающий расставаться с бородой мог выкупить право ее ношения. Сумма, по тем деньгам, была баснословной. После уплаты выдавался на один год специальный quot;бородовой знакquot;. Неплохо пополнялась казна за счет бородачей. А ведь бритье бороды считалось тяжким грехом и церковь не одобряла подобного нововведения.Поглумился, в свое время, над страной Петр. Бороды брить, табак курить, маскарады устраивать. quot;Окно в Европуquot; прорубил, только мы до сих пор не Европа и не Азия. Сидим на этом подоконнике.
  • Птр Первый после первого своего визита в Европу издал указ ( с Нового 1698 Года — Новый Год тогда отмечали 1 — го сентября ) quot; о ношении немецкого платья и о бритье бород и усов quot; Для людей любого Чина , исключая Попов и Дьяконов ! Остальным же не побрившим платить пошлины ! Указ сей был подкреплн обедом у боярина Шеина на коем бороды брил не сам Птр а его придворный шут ! Царь по приезде из Европы самолично остриг бороды некоторым дворянам из знатных семей ! Таким образом он хотел преобразить Русского человека в европейца ! И казна в то время нуждалась в пополнении , кто бороды не брил платили налоги ! Да и зубы царь любил самолично удалять ! Уж и не знаю с чем это связано , помочь хотел или просто скрытый садизм проявлялся , сие есть тайна великая ! Уж как зубы удалять я знаю как стоматолог ! Бедные его пациенты
  • Нам всем известно о то,что Петр I был очень харизматической и импульсивной личностью, сильным и волевым человеком. И во все время его правления было в сопровождении неординарных и нестандартных поступков и указов.И вот одним из таких поступков Петра было-бритье бород у купцов и бояр. И Петр сам лично взял топор и им отрубил у нескольких купцов бороды.Это нам сейчас смешно-ну и сбрили бороды,чего тут особенного.А вот для русских мужиков восемнадцатого века лишиться бороды было подобно грандиозному краху. Ведь в то время борода имела сакральный смысл и к этому вопросу -ношение бороды, относились серьезно.Поэтому этот указ и вылился в гнев мужиков и их возмущение.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/filosofiya-nepoznannoe/petr-pervij-zastavlyal-brit-borodi-pravda-ili-vimisel/

Правда ли, что при Петре I носили бороду только купившие «бородовый знак»?

  Теги за две недели: 18+юмор (178)Фото (169)текст (141)эротика (125)животные (121)гифка (106)девушки (83)картинки (83)Люди (73)Видео (73)прикол (61)приколы (58)Собака (53)фотография (46)Позитив (45)История (41)кот (40)Путешествия (37)интересное (35)авто (35)Дети (35)Интересно (34)спорт (30)Природа (30)фотоподборка (27)красота (26)Звезды (24)Соц сети (24)Дизайн (24)События (23)собаки (22)подборка (22)мода (22)еда (21)в мире (20)Искусство (20)Россия (20)спасение (19)знаменитости (19)Показать все теги     Архив новостей В виде календаря В виде списка В виде календаря

Мода на усы или бороду — это отражение взглядов общества на то, что приемлемо, а что нет во внешности сильной половины человечества. От эпохи к эпохе мода на бритость менялась. Причем в одно и то же время у разных классов общества она была разной. Мода на бороду в России всегда испытывала влияние соседних цивилизаций с одной стороны Западной и с другой Восточной (Южной).

Подробнее: diletant.media

Иногда молодой царь Петр Первый, зело подружившись с Ивашкою Хмельницким (то есть напившись), сам великую честь боярам оказывал. Лично рукою своею снимал растительность. Было это в молодости Петра. Правда он и тогда уже был орясина 2 метра. Наслушался немцев, иностранцев.

Тэги: борода в истории, политика, дискриминация, запрет на бороду 29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Указ был подкреплен обедом у боярина Шеина по случаю Нового года. На званом обеде бороды резал уже не сам царь, а царский шут.

Уж и не знаю, что так привлекало российскую власть к бородам, но многие века при самых разных режимах голый подбородок символизировал в глазах нашего чиновничества верность отечеству, а подбородок заросший – наоборот, подозрительную оппозиционность. Началось это давно еще при Петре I, который  приказал русским людям стричь бороды и менять национальный костюм на иностранный, однако,  в той или иной форме нелюбовь к бородачам продолжалась и дальше.

315 лет назад, 5 сентября 1698 года, император Петр I установил налог на бороды, чтобы привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом.

Наглядным образом это проявилось в работе царя в том направлении, чтобы русские люди и внешним обликом напоминали жителей Европы.

Начало внешнему преображению русского человека в европейца положило возвращение Петра I в Москву из первого путешествия по Европе.

Вернувшегося в 1698 году из заграничных вояжей Петра I бояре встречали с опаской. Какие еще чудачества привез с собой этот неугомонный. И правда, привез! Петр Алексеевич велел нести ножницы и самолично отстриг бороды некоторым из бояр знатнейших родов.

Перепуганные, они жались к стенам, но перечить самому царю никто не осмелился. Петр же всерьез был настроен жить на западный манер. Внедрил в неспешный русский быт множество непонятных иностранных новинок. Заставил платья европейские носить.

А теперь вот еще и бороды лишает.

Читайте также:  Irecommend — написание отзывов за деньги. сколько можно заработать? - тонкости инвестиций

История возникновения бородового знакаВсем известны старорусские традиции, в которых особое почтение отводилось мужской бороде. Ещё в святых текстах староверов было написано: «не возведи ножа на браду свою», что означало строгий запрет на бритьё бороды взрослому мужчине.

В пятницу 29 августа президент России В. В. Путин принял участие в молодежном форуме, проходящем на озере Селигер в Тверской области.

Он ответил на многочисленные вопросы участников форума, посвященные самым разным темам нынешней политической жизни и истории нашей страны.

В частности, глава государства вспомнил культурные реформы Петра I, когда указами императора было запрещено ношение бороды. Президент отметил:

Эпоха правления русского царя Петра Алексеевича, более известного, как Петр I или Петр Великий, была наполнена многими реформами, преобразовавшими Россию. Тут и коренное изменение в государственном аппарате, фактическая постановка церкви под жесткий контроль светской власти, изменения в календаре, создание флота, строительство Петербурга, перенос столицы и многое-многое другое.

Подробнее: ru-royalty.livejournal.com

Однако едва ли не первое, о чем вспоминают, говоря о временах Петра – это о его беспощадной борьбе с бородами.

Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем.

Введение этой меры было обставлено эффектно:  26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

Полная информация по теме «зачем петр 1 приказал брить бороду» — все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

1 Почему Петр I велел рубить бороды боярам?2 Петр Первый заставлял брить бороды, правда или вымысел?3 почему петр 1 заставлял рубить бороды4 Налог налицо.

Почему Петр Первый брал деньги за бороды?5 Зачем петр 1 приказал брить бороду6 МирТесен7 Почему Петр I велел рубить бороды боярам?
Почему Петр I велел рубить бороды боярам?

Подробнее: xn—-8sbcm1bmcar0m.xn--p1ai

7 декабря 1718 года вышел указ Петра I о подушной переписи населения.

Перепись населения подразумевает под собой научно организованный сбор данных о численности и составе населения, обобщение, оценку, анализ и публикацию демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживающем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части. Дело, несомненно, важное. Поэтому мы хотели бы рассказать о пяти самых знаменитых указах Петра I, которые очень сильно повлияли на современное общество.

Обычай носить бороду восходит к глубокой древности. У славянских народов он был распространен еще до принятия христианства. А арабские писатели ибн Хаукаль (X век) и Идриси (XI век) пишут о том, что славяне заплетали бороду в косы и украшали их лентами. Следы этого обычая сохранились в бытовавшем до начала XX века обычае «завивания бороды» у бога Волоса, а затем и у Николая и Ильи-пророка.

Подробнее: info.wikireading.ru

Петр I всегда был неординарной личностью. Великий царь обожал власть во всех ее проявлениях, стирая любые грани допустимого.

Несмотря на всю свою жесткость и суровость, а также массу противоречий, эпоха правления Петра I отмечается резким подъемом, преобразовавший Россию. Надо отдать должное — старался царь больше для России, хотел и верил, что не забудет страна всех его достижений.

А ведь именно при нем произошли изменения в календаре, появился флот, был построен Петербург, перенос столицы и многое-многое другое.

Канун Благовещения, 6 апреля, – историческая дата для всех, кто ценит русскую историю и традиции Православия. В этот день 242 года назад (в 1772 году) Екатерина II отменила указ Петра I о налоге на бороду и усы. Нелепые дискриминационные меры распространялись на русских мужчин в течение 74 лет!

Демонстрация двух десятков машин на базе «Арматы» — танк и тяжелая БМП является серьезной заявкой РФ (как приемника СССР) на восстановление паритета в области танкостроения со странами запада.

Как известно с массовым появлением танков «Абрамс», «Леопард-2», а в последствии и «Леклерк» позиция СССР перешла от лидера к догоняющему.

Проекты перспективных танков конца 80-х достигли работоспособного уровня как раз к распаду СССР, да и не до танков тогда было, продавали все что можно, находясь на грани выживания.

Подробнее: belayaistoriya.ru

Борода мужчины была символом чести. Поэтому если бороде наносили ущерб, это считалось страшным преступлением против ее владельца. Борода свято охранялась государством. Во время своего царствования великий князь Ярослав Мудрый установил штрафы за вырванные волосы из бороды.

Источник: http://www.chsvu.ru/pravda-li-chto-pri-petre-i-nosili-borodu-tolko-kupivshie-borodovyj-znak/

Как обрить «старую гвардию». К годовщине «бородатого налога» Петра I

В этот же день в 1912 году:

Ленский расстрел

17 апреля 1722 года указом Петра I был в очередной раз подтверждён налог на бороды.

Алишер Усманов на прошлой неделе опроверг информацию о том, что перестал быть налоговым резидентом России (несмотря на то, что формальные поводы для этого у него были). Бизнесмен подчеркнул, что все личные налоги он платил и платит в доход российского бюджета. Что и говорить – редкая сознательность.

Сегодня, когда мы справляем 295-ю годовщину упорного желания Петра I финансировать свои реформы за счёт чужих бород, стоит поговорить о том, что в общем дело обстоит так: либо государство обновляет элиты и заставляет «старую гвардию» раскошелиться, либо это будет делать кто-то другой.

Золотые бороды

Вообще налог на ношение бороды – одна из самых ранних и известных «малых реформ» Петра. Первый бородовой знак (свидетельство об уплате налога) датируется 1699 годом, а сам указ о бритье бород вышел в 1698-м. Таким способом молодой царь собирал деньги на Северную войну.

Но уже с 1705 года налог был введён на постоянной основе и надолго пережил своего автора – отменили его лишь при Екатерине II, в 1772 году. С тех пор запрет на «бесплатное» ношение бороды, за исключением духовенства, неоднократно подтверждался указами. Последний раз как раз в апреле 1722 года.

Насколько в России XVIII века было затратно быть ламберсексуалом? Ставка сильно зависела от социального статуса носителя. Знать – по 60 рублей в год, купцы – 60-100 рублей, мещане – 30 рублей.

С 1715 года стали брать со всех по 50 рублей (за фунт говядины в Петербурге в 1718 году просили 1,5 копейки, а 30 рублей составлял годовой оклад стрельца).

Крестьяне платили «копейку с бороды» при въезде в город, то есть растить бороду в деревне можно было бесплатно.

Отсюда вывод первый: целью налога были в основном горожане привилегированных сословий.

Менее известно, что Пётр I не единственный, кто наживался на бородах своих подданных. Более того, он даже не первый. Так Генрих VIII ввёл такой налог в Англии в 1535 году, а затем его дочь продолжила эта практику. Во Франции примерно тогда же таким налогом обложили духовенство. Таким образом, Россия, хоть и с запозданием, двигалась в русле общеевропейской политики обогащения на бородачах.

Почему платили? Церковные каноны прямо не предписывали ношение бород, однако бритьё порицали, о чём говорится, в частности, в правилах Шестого Вселенского собора.

Кстати, священники невольно выступали союзниками Петра, поскольку поголовно отказывались благословлять бритых. Соответственно, поступления в казну не иссякали.

Поэтому-то наследники Петра I, в целом распустившие дворянство поблажками, упорно отказывались отменять «бородатый налог». Хотя просьбы в той или иной форме поступали постоянно, взять хотя бы ломоносовский «Гимн бороде»:

Если кто невзрачен телом Или в разуме незрелом; Если в скудости рождён Либо чином не почтён, Будет взрачен и рассуден, Знатен чином и не скуден Для великой бороды:

Таковы её плоды!

Впрочем, дело не только в деньгах. Во-первых, порядок выделял горожан в совершенно особую категорию. Во-вторых, помогал Петру формировать новое дворянство.

Звания, знатность, почести – всё это им только предстояло заслужить: получить образование, поступить на гражданскую или военную службу (и ту, и другую Пётр I активно реформировал).

Бритый подбородок в этом смысле был простейшим маркером: готов ли боярский сын делом заняться или собирается в Боярской думе бороду отращивать. Впрочем, в 1700 году не стало уже и думы, хотя ещё несколько лет, по инерции, совещания Петра с боярами продолжались.

Неочевидные параллели

Иными словами, налогообложение бород говорит нам о том, что вечной элиты для государства не существует, как не существует и вечных привилегий этой элиты.

Осенью 2016 года, выступая на «Форуме действий», Владимир Путин затронул тему ЮКОСа. В частности, он рассказал, что за эти деньги тогда, в середине 2000-х, достроили ряд инфраструктурных проектов, начатых ещё в 1980-е; вложили средства в расселение аварийного жилья (то есть влили инвестиции в строительную отрасль); создали корпорацию «Роснано».  

Временами отечественные элиты просто поражают своей понятливостью. По крайней мере, за последующие полтора десятилетия сложно вспомнить аналогичный пример такого бескомпромиссного восстановления законности. Вторым ЮКОСом быть никому не хочется, поэтому все покорно платят налоги, хотя и сетуют периодически, что слишком уж много родное государство себе забирает.

Родное государство, между тем, одной рукой забирает, а второй – отдаёт. Свободные экономические зоны на Дальнем Востоке, территории приоритетного развития – в России хватает мест, где можно сэкономить на налогах вполне законно, без применения сомнительных схем.

Читайте также:  Как кризис и золото помогли мне купить квартиру. - тонкости инвестиций

Или вот пример. Ещё в 2013 году совладелец «Ростсельмаша» объяснял Путину, почему в России невыгодно выпускать трактор, а в Канаде выгодно. Между тем, в начале марта этого года производство трактора марки Versatile было переведено из Канады в Ростов, до конца года планируется выпустить 500 штук. Часть из них машиностроители Ростова уже предлагают агропредприятиям Крыма.

К чему это всё? А вот к чему. Что в XVIII веке, что сегодня Россия существует в противоборстве старых и новых элит. Прежние привыкли носить бороды и быть миноритарными акционерами государства через механизм Боярской думы.

Нынешние, в общем, тоже привыкли быть миноритарными акционерами, просто дума та теперь называется РСПП. Есть в ней свои «думные дьяки» и «думные дворяне» (Иван Грозный начал вводить в думу неродовитых, но толковых дворян и священнослужителей).

А есть такие, кто в 1990-е удачно приватизировал, а в 2000-е вовремя понял, куда дует ветер.

И теперь они смирно платят свой «налог с бороды», в своём кругу поругивают нынешнее руководство за попрание прежних вольностей и ждут нового «царя», с которым можно будет передоговориться. История – она, как правило, об одном и том же.

Интрига тут только в одном. Успеет ли новый бизнес окрепнуть настолько, чтобы, когда придёт время, не дать произойти этому вот передоговору. Тем более, что пользы от такого передоговора нет, один вред. Поговорка Наполеона про свою и чужую армию тут вполне уместна.

И вот ещё что. Недавно ряд членов РСПП выговорил себе привилегию: возврат налогов для тех, кого затронули санкции, введённые США и ЕС с 2014 года. Законопроект вызвал живое обсуждение (и возмущение).

Тут нужно обращать внимание не только на законопроект, но и на ситуацию в мире. Не 1699 год, конечно, не канун Северной войны. Но отдалённо напоминает. Поэтому всё, что они вернут, отдадут обратно и даже в большем масштабе.

Думается, вопрос косвенного налогообложения крупного бизнеса возникнет уже к концу года.

А уж как новый налог назвать – история придумает. 

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/kak-obrit-staruiu-ghvardiiu-k-295-lietiiu-borodatogho-nalogha-pietra-i

6 апреля 1722 г. Петр I ввел налог на бороды в размере 50 рублей в год

Эпоха правления русского царя Петра Алексеевича, более известного, как Петр I или Петр Великий, была наполнена многими реформами, преобразовавшими Россию. Тут и коренное изменение в государственном аппарате, фактическая постановка церкви под жесткий контроль светской власти, изменения в календаре, создание флота, строительство Петербурга, перенос столицы и многое-многое другое.

Остриженные монархом

Однако едва ли не первое, о чем вспоминают, говоря о временах Петра – это о его беспощадной борьбе с бородами. Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем.

Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород.

Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

Далее процедура стала набирать обороты: на званом обеде у боярина Шеина, устроенном в честь Нового года, честь стричь бороды была представлена царскому шуту.

Можно усомниться, что новые порядки были таким уж откровением для приближенных Петра Алексеевича: зная о его замыслах по европеизации страны, они успели к происходящему морально подготовиться.

А вот для простого люда насильственное лишение бород действительно стало неожиданностью. Впрочем, для любителей подобного украшения лица была оставлена лазейка – был издан указ, который предписывал брить бороды и усы людям любого чина, кроме попов и дьяконов, а с тех, кто этого делать не пожелает, брать пошлину.

Борода как источник финансов

Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось.

https://www.youtube.com/watch?v=S6-7h5GlZRs

Наиболее психически неустойчивые мужчины, лишенные бороды, совершали самоубийство.Объяснялось это большим влиянием церкви на жизнь россиян.

Дело в том, что брадобритие было запрещено правилами 6 Вселенского Собора, а также святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота).

Логика отцов церкви была такова: бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога.

Глухое сопротивление церкви нововведениям выражалось в том, что безбородых попросту не благословляли в церкви, что в набожной допетровской России было настоящей катастрофой.

Тем не менее, энергичный царь успешно гнул свою линию. Объяснялось это тем, что за введением пошлины на бороды стоял и финансовый интерес государства. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. А деньги Петру I были очень нужны: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого.

Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое.

По рецепту Генриха VIII

Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.

Надо сказать, что в Западной Европе страсти вокруг бороды тоже во многом проистекали из позиции церкви.

В 1119 году на Тулузском соборе было введено предписание, запрещающее ношение бороды и длинных волос, однако многие его толковали в пользу бород коротких.

В католической церкви в конце XVI века полный запрет на бороду попытался ввести ревнитель строгих устоев кардинал Карло Борромео, однако в своем предприятии до конца не преуспел.

Петр I оказался в своих действиях более последователен – постепенно новые нормы охватили всех подданных. В 1699 году был введен специальный бородовой знак, который выдавался тому, кто расплатился с государством за ношение растительности на лице.

Сам царь освободил от выплаты пошлины только двух человек – московского губернатора Тихона Стрешнева, пользовавшегося личным расположением Петра, и пребывавшего в преклонном возрасте боярина Михаила Черкасского.

В январе 1705 года пошлина на бороды была систематизирована по разрядам в зависимости от сословия: царедворцы, городовые дворяне и чиновники должны были ежегодно платить астрономическую для того времени сумму в 600 рублей, купцы — 100 рублей, посадские люди – 60 рублей, слуги, ямщики, и прочие городские чины – 30 рублей. Крестьянам было чуть проще – ежегодной пошлины с них не брали, однако каждый визит в город обходился им по цене 1 копейка с бороды.

В 1715 году была введена единая пошлина в 50 рублей. К этому времени, помимо крестьян и духовенства, бороде оставались верны только очень набожные и обеспеченные люди, а также раскольники.

Им предписывалось вместе с бородой носить старомодное платье, в котором в обществе они выглядели откровенно вычурно. Те же, кто нарушал это правило, могли ожидать скорых санкций – ведь по царскому указу тому, кто донесет на нарушителя с бородой, полагалась половина от суммы штрафа.

Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Дело Петра живет!

Послаблений бороде сделано не было и после смерти Петра – следующие правители, включая его дочь Елизавету Петровну, подтвердили «антибородное» законодательство.

В обществе пошлина на бороды у передовой интеллигенции вызывала примерно такое же раздражение, какое у современных либералов вызывают документы, ограничивающие гей-пропаганду. В 1757 году немного подразнил власти сам Михаил Васильевич Ломоносов, создавший «Гимн бороде». Царственная особа недовольно погрозила гению пальчиком, на чем история и закончилась.

Лишь Екатерина Великая в 1772 году отменила пошлину на бороды, просуществовавшую семь десятилетий. Впрочем, к этому моменту результат был достигнут – поголовное ношение бород у русских мужчин ушло в прошлое. Борода окончательно превратилась в атрибут священничества и отсталого крестьянства.

При этом, несмотря на отмену пошлины, в эпоху Екатерины II ходить с бородой могли далеко не все. Это, например, не разрешалось государственным чиновникам, военным и придворным.

В эпоху Николая I не могли себе позволить бороду чиновники, военные и студенты. Вообще неписанные правила николаевской эпохи давали право на бороду людям в почтенном возрасте, а бороды у молодежи, мягко говоря, не поощрялись. Появилось, правда, некое послабление у военных – офицером некоторых родов войск разрешались усы и бакенбарды.

Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».

http://www.aif.ru/society/hist…

  • История
  • Российская империя
  • Исторические персоны

Источник: https://cont.ws/post/903539

Ссылка на основную публикацию